3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Новосибирск — Актру — Чулышман (часть 1)


Вообще, поездка задумывалась на южный берег Телецкого озера. На северном берегу мы были несколько раз, и теперь хотелось доехать на машинах до юга. Тем более про Кату-ярык было написано очень много. Интересна была и сама дорога.

Но тут такое дело. Понятно, что времени на поездку нужно потратить больше, чем выходные, чтобы не только рассматривать красивые виды из окна автомобиля, но и походить ногами подальше к горам. Поэтому решено было взять на поездку неделю. С другой стороны поняли, что в эти сроки можно уложить две основные точки. Решили, что это будут: 1 — альплагерь Актру и 2 — долина Чулышмана с южным берегом Телецкого.

Тут очень кстати оказался отчет Kor73, путешествовавшего в прошлом году по тем же точкам, что и мы. Спасибо ему большое за отчет и за консультации в организационном плане.

Вообще, разработкой маршрута занимался Гера — мой друг и водитель первой машины в нашей экспедиции. Тут будет уместно сказать несколько слов о машинах:

  1. 130-й Toyota Hilux Surf. 3VZ (бензин, V-образная шестерка). Лифт подвески спереди и сзади Dobinson-ами, резина BFGoodrich Mud-Terrain 31”. Лебедка Winch 9500 (в поездке не расчехлялась). Защита всего днища.
  2. 185-й Toyota Hilux Surf. 3RZ (бензин, рядная четверка). Спереди пружины TouchDog +40мм, резина BFGoodrich All-Terrain 31,6”.

День первый

Итак, поехали! Жить решили в палатках, поэтому список вещей был приличным. Честно говоря, выезжая из Новосибирска с пятью людьми на борту, в первый раз я использовал ВЕСЬ объем багажника сурфа. Последние рюкзаки пришлось уже утрамбовывать :). Доехали до Бердска, пересеклись со второй машиной, пересадили им одного человека и переложили много вещей. В зеркале заднего вида появилась хотя бы небольшая щелочка дороги :).

Ехать старались с минимумом остановок. Поэтому после заправки перед Маймой (как же скакнула цена бензина) остановились уже на Семинском перевале.

Потом на Чике-тамане.

Еще несколько лет назад, впервые очутившись за Чике-таманом, был поражен тем, как сочная растительность зеленых гор среднего Алтая уступает место желтым степям. Горы становятся все величественнее, а машины — все малочисленнее. И то, и другое навевает на философский лад.

Ну, вот и пока сворачивать с Чуйского тракта. Конечная точка на сегодня — «Перевалка» перед девятикилометровым подъемом к верхнему альплагерю Актру.

Ехали сначала по дорогам, потом посмотрели на навигаторе направление и покатились напрямую по степи.

Доехали до первого брода, который преодолели весело.

Довольно легко преодолели крутую короткую дорогу непосредственно перед «Перевалкой». Первая пониженная и межосевая блокировка позволяют спокойно ехать по крутым каменистым спускам и подъемам. Одна из моих любимых цитат — «Сейчас мы медленно спустимся с горы…».

Погода начала портиться еще на подъезде к «Перевалке». Конкретный же дождь пошел, как только нам показали место, где можно разбить лагерь. Поэтому палатки и шатер ставили быстро :).

В нижнем лагере в этот вечер кроме нас стояла еще одна палатка, рядом с ней микроавтобус. Когда развернули лагерь, от той палатки подошел бородатый мужчина, зовут Андрей, поприветствовал как земляков и поинтересовался нашими дальнейшими планами. «Наверное, сами будете прорываться», — глядя на наши машины, — «а то местные предлагают подъем за 3 000 руб., хотел скооперироваться с кем-нибудь». Мы сказали, что преисполнены решимости. «Ну, когда поедете, позовите меня, хотел пофотографировать и детишкам показать». «Показать, как не надо делать», — ухмыльнулись мы :). Андрей оказался священником и бывшим геологом, учился на ГГФ НГУ. Рады были встретить, у нас в команде три НГУ-шника, ЭФ и ММФ.

Пока не стемнело, сходили с Герой посмотреть на брод. Гера все разглядывал частично разрушенный деревянный мост, прикидывая, как можно переложить бревна, чтобы машина проехала. Но мне показалось более правильным ехать вброд, очень уж много у моста было недостающих фрагментов.

А дождь все шел. Вернулись в лагерь и отметили приезд на Алтай. Мясо для шашлыка замариновали в ночь отъезда в Новосибирске — спасибо Илье!

Для чего мы сюда приезжаем? Мне кажется, чтобы в очередной раз осознать незначительность поступков, совершаемых нами ежедневно. Рядом с этими горами вспоминаешь об истинных ценностях и становишься чище.

Kor73 предупредил, что броды нужно проходить в первой половине дня, пока ледники не начали интенсивно таять от солнца и теплого воздуха. До выезда нужно позавтракать и свернуть лагерь. Поэтому подъем запланировали на 6. Забегая немного вперед, скажу, что вставали мы в это время почти каждый день, а неблагодарную функцию доброго побудчика я взял на себя. Народ, слушая мои утренние «пора вставать», укутывался поглубже в спальники и не верил, что я вообще-то «сова» и просыпаюсь в такую рань только из организаторских побуждений. Зато мне всегда удавалось разбудить сознательного Геру, который выполнял функцию злого побудчика и недвусмысленными ударами по палатке поднимал оставшихся.

День второй

Первая ночь во влажной палатке лично у меня прошла плохо — сказалась хроническая спина. Спать не мог, начиная с четырех. Чтобы не будить спавших рядом постоянным перевертыванием, пошел в машину и кантовался там до шести. А дождь все моросил. В шесть часов разбудил Геру. Сходили еще раз посмотреть на брод. Вода, благодаря дождику, практически не опустилась. Дальнейшие действия — вскипятили чай, разбудили остальных, свернули лагерь — проходили как бы фоном, потому что мысли постоянно возвращались к броду и обдумыванию тактики его прохождения.

Свернулись и отправили пассажиров пешком, а сами неторопливо выехали из лагеря. Подтянулся Андрей с детьми, подошли местные. Даже дождик, казалось, заинтересовался и перестал идти, позволив нашим пассажирам занять точки на мостике и расчехлить все фотоаппараты. Поехали!

Сначала Гера.


  

Потом я.


  

В общем-то, прошли ровно. Интересное ощущение, когда едешь, а вода выше подножек. Радостные, пожали друг другу руки, расселись по машинам и поехали дальше.

Ну что, на поверку, брод оказался самым легким участком :). Основное препятствие на пути от перевалки до верхнего лагеря — это камни, и в броде, и на подъеме. Я пожалел, что не успел поставить лифтованные задние пружины. Сзади клиренса не хватало, прикладывался глушаком, он стал похож на кобру — приплющенный и изогнутый :). Приходилось высаживать задних пассажиров, зато они фотографировали :).

С нашей конфигурацией машин по дороге нельзя было ехать прямо. Нужно было постоянно обруливать камни и выбираться на гребни колеи, оставленной ГАЗ-66 и «Уралом». Видимо за счет ширины и мощных плеч BFG AT выбиралась из колеи лучше, чем BFG MT.

Но вот мы доехали до места, где МТ-резина однозначно должна была взять реванш. Несколько параллельных дорог, проложенных по лесу, сходились в одну ложбинку с довольно крутыми краями и хорошенько размоченным постоянно накрапывающим дождиком глиняным основанием.

Как и раньше, первым поехал Гера. Понятно было, что надо объезжать по левому краю, но и так довольно крутой диагональный подъем осложнялся еще торчащими из него камнями и корнями. Гера пару раз попытался заехать, но колеса не цеплялись за камни и корни, и машину опасно тащило боком при крутом уклоне.

Посовещавшись, решили прорываться через лужу.

Гера прорвался, от радиатора и редукторов после лужи понятное дело пошел пар, но… я не услышал звука двигателя 130-го «Сурфа». «Лех, двигатель заглох», — крикнул выскочивший из машины Гера. «Только б не гидроудар», — крутилось в голове, пока я сбегал по склону вниз. Конечно, шноркель — очень нужная вещь, но взвесив имевшуюся перед поездкой информацию, мы решили, что можно ехать и на машинах без шноркелей.

Однако причин заглохшему двигателю могло быть много (например, вв-провода или крышка трамблера). Открыли капот и увидели, что вентилятор радиатора обломал почти все лопасти об воду. Немного постояли, чтобы двигатель подсох, крутанули — завелся, но работал с жестоким дисбалансом. Пришлось маленькой пилкой ампутировать оставшиеся две лопасти.

После этого движок работал нормально, но 130-й «Сурф» уже до окончания поездки грел пассажиров двумя печками и сам грелся на перевалах.

По сравнению с первой машиной я прошел халявно. Сколько мог разогнался и поехал прямо по дну ложбины, пока АТ-резина не замылилась и «Сурф» не уселся по подножки.

Но у меня есть рывковая стропа 15 м, которую подарил Гера! Достал, размотал и 130-й меня легко выдернул :).


   

Затем еще немного каменистых подъемов и спусков, и вот покрытие сменилось. Мы выехали на гальку в долине между гор.

Так мы в первый раз увидели долину реки Актуру… Потом мы ходили вдоль этих величественных скал, видели ледник размером с гору и даже волшебное Голубое озеро на высоте почти 3 000 м. Но больше всего мне запомнилась вот эта картина — фигурки моих друзей и наших машин на галечном дне тысячелетней реки, текущей в коридоре отвесных гор. Я очень живо представлял себе, как огромная масса воды сейчас выхлестнет из-за дальней скалы и неторопливо, но неумолимо займет все свое законное пространство между этих гор.

Здесь мы в первый раз остановились остудить мотор 130-го «Сурфа». К сожалению, в дальнейшем такие остановки стали для нас нормой.

Река Актуру заставила нас пересечь ее еще раз. В середине долины она разливалась на несколько рукавов так, что увесистый камень, брошенный в ближайший рукав, издавал глубокомысленное «бульк» и скрывался под толщей быстрой воды.

Но мы постарались использовать то, что река разливалась довольно сильно. На этот раз первый поехал я. Без пассажиров, чтобы клиренс был максимальный.

Успешно прошел, по моим следам проехал Гера. А мои пассажиры решили, что я за ними не буду возвращаться, и перешли вброд B-).

Дальше дорога была «накатанной», если можно так назвать дорогу по гальке и по мелкой воде :). Сначала база МЧС-ников, потом база Томского университета. Поговорили и с теми, и с другими. МЧС-ники ничего нам не сказали про регистрацию (хотя вроде надо было, раз мы собирались в горы идти), а администратор Томской базы Катерина показала направления пеших маршрутов и приняла заказ на баню.

Второй лагерь, территория базы Томского университета.

Категория: blog |
26-05-2012, 15:16
Просмотров: 3475

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник