Горный Алтай дореволюционной России

Сергей
Иванович Борисов – известный русский фотограф, прославившийся своей
этнографической алтайской серией, которая была сделана между 1907 и 1914
гг.
Родился Сергей Иванович в 1867 году в
Симбирске, в семье крепостных. В конце 1880-х он переехал в Барнаул, где
начал работать в сезонных опереттах, выучился фотоделу. Борисов в то
время открыл частную студию, которая очень скоро стала одной из самых
популярных и самых крупных в городе.
Серию алтайских фотографий он
создал во время фотоэкспедиции по Алтайскому округу в 1907-1914 годах.
Во время пребывания в Горном Алтае в 1910 г., фотограф сделал около
полутора тысячи снимков, также были напечатаны до 100 сюжетных открыток с
видами Алтая, на них были изображены портреты жителей края, сюжеты из
жизни алтайцев.
Из этих фотографий в то же время была выпущена
серия в 50 открыток в Стокгольме в акционерном обществе «Гранберг»,
тиражом как в цветном, так и черно-белом изображении. На них
зафиксированы сс. Черный Ануй, Улала, Черга, Эликмонар, Чемал, Онгудай,
р. Катунь и другие, гора Белуха и др., а также живописная местность
Барнаула.
Кроме природы, Борисов и фотографировал и промышленные
предприятия Змеиногорска, Барнаула, снимки которых сохранились до нашего
времени. Фотографии были опубликованы в Стокгольме, также фотограф
получил приглашение к сотрудничеству в парижском журнале «Патэжурнал»,
он проводил многочисленные выступления с лекциями, в которых рассказывал
об Алтайском крае, при этом демонстрируя свои замечательные снимки в
«волшебном фонаре» (стереоскопе) в Барнауле.

Фотоэкспедиция
С. И. Борисова по Горному Алтаю начинается в 1907 г. Вот что пишет о
нем одна из Барнаульских газет – «Жизнь Алтая»от 9 мая 1911 г.: «Летом
минувшего года местный фотограф С. И. Борисов совершил продолжительную
поездку по Горному Алтаю со специальной целью фотографировать его в
возможно большем масштабе и затем познакомить широкую публику с Алтаем
при помощи волшебного фонаря. В план его съемочной работы кроме пейзажа,
который является главной работой, входили также и жанровые этюды,
рисующие жизнь алтайских инородцев… За время поездки сделаны им до 1000
снимков для стереоскопа и открытых писем… Господин Борисов намерен в
1000 видах продемонстрировать Горный Алтай с севера до юга, с востока до
запада… «.
Очень плодотворно работал фотограф тем летом: ему
удалось сфотографировать села Черный Ануй, Улалу, Чергу, Элекмонар,
Чемал, Онгудай, р. Катунь с притоками на очень большом протяжении, мосты
и паромные переправы через них. Также С. И. Борисов сделал серию
снимков горы Белуха, самой горы и ледников в ее районе. Сделал это он,
поднявшись непосредственно на гору.
Общий вид села Черга.

Когда
фотограф вернулся из экспедиции, он незамедлительно познакомил
барнаульцев с результатами своей работы. Чтобы показать фотографии были
вручную раскрашены диапозитивы, приобретен диапроектор. Первая
демонстрация состоялась 14 января 1911 года, вторая – 16 января 1911 г. в
барнаульском Народном доме. Желающих посмотреть красоты края было очень
много, поэтому в эти дни давалось по 2-3 сеанса. Интресно было ещё и
потому, что диапозитивы комментировал сам Борисов.
Алтайский шаман с бубном на фоне традиционного жилища – чаадыр.

Не
только барнаульцы, но и жители других сибирских городов смогли
познакомиться с удивительной красотой Горного Алтая. В 1911 году был
издан Сибирский торгово-промышленный календарь, в одном из выпусков для
иллюстраций очерка «По Алтаю» использовал фотографии С.И.Борисова.
На
протяжении долгого времени фотосъемок окончательным результатом стали
черно-белые и цветные открытки. «Торговый дом А. Г. Морозова с
сыновьями», «Книжный магазин В. К. Сохарева» в Барнауле, шведская
полиграфическая фирма – «Акционерное общество Гранберг в Стокгольме» и
многие другие фабрики изготовили и выпустили большое количество открыток
из его серий с видами Барнаула и Горного Алтая.
Алтайцы.

Желание
запечатлеть увиденное плюс высокий профессионализм фотографа С. И.
Борисова, делают эти открытки очень привлекательными и необычайно
красивыми и для нас, даже по прошествии столетий.
Настолько
уникально они сделаны, что рассматривая их, можно как бы вместе с
фотографом пройтись по узким горным тропам, посмотреть и побывать на
свадьбе в казахском аиле, посмотреть на гордую осанку алтайца, который
сидит на лошади, или пройтись вместе с фотографом по улице Улалы, а в
районе Чемала невзначай встретить первых дачников.
Чуйский тракт.

Величественна
и таинственна природа Горного Алтая С. И. Борисова, конечно же, не
только пробуждала воображение еще не очень искушенного российского
путешественника, но и призывала собираться в путь-дорогу.
Немногочисленные
снимки в 1920-1930 гг. говорили о том, что С. И. Борисов работал в
фотоартели «Объединение». Грамоту и знак «Ударник пятилетки» в это время
получил фотограф за свое творчество и профессиональный подход к нему.
Сергей
Иванович Борисов — очень обаятельный и увлекающийся человек, который
знает толк в своем деле, ярко одаренная личность без всяких сомнений. На
протяжении своей жизни у Борисова было два любимых увлечения, можно
даже сказать страсти – фотография и театр.
Он постоянно участвовал
в благотворительных спектаклях Общества попечения о начальном
образовании, на ученических спектаклях и вечерах. 25-летие сценической
деятельности Борисова Сергея Ивановича отметили барнаульцы 29 января
1917 г в Народном Доме.
Тогда, в тот вечер, были зачитаны памятные
адреса, барнаульцы искренне выражали огромную благодарность
бескорыстному труженику: «Служа искусству, Вы всегда чутко относитесь к
нуждам общества и способствовали успехам последнего…». К этим словам
присоединяемся и мы, живущие в XXI в., Сергей Иванович Борисов, как бы
остановив мгновение, сохранил и донес до нас нечто большее, чем просто
фотографию на память.
Чуйский тракт. На склонах бома Кынграр. Выше впадения в реку Катунь реки Малый Яломан.

Умер Борисов Сергей Иванович в 1935 г., похоронен он в Барнауле на Булыгинском кладбище (около р. Пивоварки).
Юрты казахов в долине среднего течения реки Катунь в районе Малого Яломана.

Манжерокский порог на реке Катунь.

Мост через реку Кучерла, приток реки Катунь.

На реке.

Нижнее озеро в долине реки Арасан.

Озеро Алтын-Коль (Телецкое).

Перевал Чике-Таман.

Переправа через Катунь выше устья Чуи.

Пещера возле реки Каракол, в окрестности села Чёрный Ануй (возможно Денисова пещёра).

Проходной мост через водопад на реке Арасанка.

Село.

Сельская мельница в долине реки Уймон.

Синий бом.

Теке.

Чемальский бор, главная аллея.


Водопад.


Водопад на реке Идольгон, в близи Берельских ледников.

Возле жилища.

Горный Алтай.



Девичий плёс на реке Кумир.


Долина реки Катуни близ Тогус-Кана.

Долина реки Нижний Кураган.

Долина Тельдекмень (Тельдекпень), река Катунь.



В казахской юрте.

Каскадный водопад.

Катунь.

Мужчина алтаец в национальном костюме (головной убор – куараан борук, овчинная шуба – тон, со ступенчатым вырезом) на лошади.

Женщина
алтайка в национальном костюме (головной убор – куараан борук, овчинная
шуба – тон, безрукавка – чегедек: одежда замужней женщины) с лошадью.

Женшина-казашка в свадебном наряде на лошади.

Чуйский тракт. На склонах бома Кынграр. Выше впадения в реку Катунь реки Малый Еломан.

Казах на лошади с беркутом на фоне юрт. Долина реки Аракан, притока Черной Берели.

Улица в селе Черный Ануй. Русские дети.

Верховья реки Черная Берель, притока системы реки Бухтармы.

В долине реки Ирголь. Развлекающиеся дачники Кумысники.


В долине реки Капчала.

В курумнике.

Вид с истоков реки Идольгон на Берельские ледники.

|